Четверг, 14.12.2017, 23:50
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Трактор т | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Статистика
Мини-трактор из Вятки
Минитрактор построен членами кружка «Юный техник» СПТУ № 25 из города Кельменцы Черновицкой области. С его помощью обрабатывают картофельные делянки, косят траву, перевозят грузы. Компоновка минитрактора традиционная: рама, двигатель и двухколесная ходовая часть. По мере надобности к нему присоединяются: спереди косилка с приводом от вала отбора мощности; сзади — однокорпусный плуг с опорным колесом; три стрельчатые лапы культиватора или борона (через навесное устройство); грузовая тележка (через шарнирный узел). Как и во многих подобных машинах, в конструкции минитрактора и тележки использованы узлы и агрегаты от мотороллеров «Вятка» и «Электрон». Это двигатель ВП-150М, колеса, рама, руль, приборы электрооборудования, сиденье. Колеса взяты от списанного культиватора, конический редуктор привода вала транспортера. Подмоторная рама (рис. 5) — плита размером 280X40X8 мм, к середине которой приварен хомут крепления двигателя из трубы 76X5 мм. Здесь же проделаны продолговатые отверстия для натяжения цепи привода перемещением всей подмоторной рамы относительно рамы минитрактора. Спереди к плите приварен вертикальный стержень — пруток 0 20 мм, а к нему — передний кронштейн крепления двигателя — уголок 20X20 мм с продольным отверстием в горизонталь­ной полке, которое служит для регулировки положения двигателя на раме и устранения перекоса цепи. В вертикальной полке уголка сделан вырез 20X6 мм для установки упора оболочки троса сцепления. Крутящий момент от выходного вала передается цепи ведущей звездочкой. Она изготовлена из ступицы — старой звездочки от мотороллера «Вятка», зубья которой сточены до 0 34 мм, — аппарата и мотовила — от жатки ЖВН-6, обгонные муфты — от зерновой сеялки СЗУГ-3, 6, топливный бак — от спускового двигателя трактора ЮМЗ-6. Трансмиссия минитрактора — механическая, шестеренно-цепная. Она состоит из двух звездочек с 10 и 44 зубьями, цепи с шагом 19,05 мм и пары конических шестерен с передаточным отношением 1,4 на вал отбора мощности, выведенный вперед. От дифференциала в трансмиссии отказались, так как это потребовало бы введения механизма блокировки колес, что, во-первых, усложняет конструкцию, во-вторых, затрудняет маневрирование на малых делянках. Поэтому были применены две обгонные муфты, которые допускают пробуксовывание ведущих колес. Силовой узел минитрактора — рама (рис. 3). Ее основу составляет поперечина — уголок 75 X40 мм, в котором просверлены четыре отверстия: два 0 14,2 и два 0 12,2 мм. В последние с внутренней стороны рамы вварены два болта М12Они служат для при­соединения навесного устройства сельхозорудий и шарнирного узла грузовой тележки. Слева к поперечине приварена несущая балка — уголок 67X67 мм с вырезом размером 166X39 мм в вертикальной полке под корпус редуктора. Спереди балка оканчивается опорой кронштейна стояночной сошки. Справа к поперечине приварена не­сущая пластина размером 200Х38Х Х8 мм, предназначенная, как и балка, для крепления редуктора,и десятизубой звездочки с центральным отверстием 0 30 мм. Между собой они сварены, как показано на рисунке 4. В собранном виде минитрактор невелик. Чтобы еще уменьшить его габариты, штатный глушитель двигателя мотороллера был заменен на самодельный, более компактный (рис. 13) и по качеству работы ничем не уступающий заводскому. Для его изготовления использовали часть глушителя «Вятки» — трубу с пояском. Она вставлена в стакан 0 75 и высотой 65 мм и соединена с кольцом с помощью сварки. В стакане просверлено отверстие для выхода отработанных газов. Глушитель установлен прямо на выхлопное отверстие цилиндра двигателя. Запускается двигатель, как и на мотороллере, кикстартером. Топливо к карбюратору поступает самотеком. Переключение передач осуществляется рычагом, приваренным к сектору коробки передач. Однако основные органы управления минитрактором — рычаги газа и сцепления — выведены на ручки управления навесного устройства и руля грузовой тележки. Мост минитрактора изображен на рисунке 6. Для установки обгонных муфт вал редуктора пришлось удлинить на 170 мм (слева на 100 мм и справа на 70 мм). Для этого в его торцах про­сверлены центральные отверстия 0 8 и глубиной 30 мм и нарезана резьба М10. Туда ввинтили стержни длиной 130 и 100 мм, приварили их к валу, проточили до 0 25 мм и нарезали на концах резьбу М20 длиной 40 мм. Просверлили отверстия 0 3,2 мм под шплинты. На левый конец вала установили на общей шпонке ведомую звездочку с 44 зубьями и ведущую часть левой обгонной муфты (для этого посадочное место ее проточили до 0 35,5 мм и профрезеровали шпоночный паз).
Такой же паз сделали и справа на валу. Ведомые же части муфт не переделывали, только просверлили в них по три отверстия для крепления дисков колес от культиватора. Конечно, при желании можно было бы изготовить новый ходовой вал, он показан на рисунке 7. Обгонная муфта (рис. В) работает следующим образом. При вращении вала ведущая > >сть своими ячейками упирается в ролик ведомой и заставляет ее вращаться. При повороте минитрактора колесо, движущееся по кругу большего радиуса, вращается быстрее вала, а ведущая часть муфты, соответственно, быстрее ведомой. Поэтому ролики, сжимая пружины, проскакивают по ячеистой поверхности (слышатся не­громкие щелчки). При снижении скорости вращения колеса ролики вновь входят в зацепление с ячейками. Во внутренней полости ведомой части каждой обгонной муфты запрессована капроновая втулка. Сопряжение «ходовой вал—втулка» смазывается солидолом через масленку. Для навесного устройства (рис. 9) использованы узлы культиватора. Сдвоенные тяги укорочены и приварены к Стыковочному швеллеру. В нем же проделаны продольные отверстия для крепления к минитрактору. Тяги оканчиваются кронштейном—дер­жателем сельхозорудий с отверстием для их стоек и стопорным винтом. Сверху к швеллеру приварены трубы ручек управления. Концы их приплюснуты, и в них просверлены отверстия для установки руля с рычагами газа и сцепления. Шарнирный узел (рис. 12) сделан из рулевого вала мотороллера. Вал укорочен до 460 мм, и снизу к нему при­варена вилка шарнира автомобильной карданной передачи. Ответная вилка снята, и на концы крестовины надеты и приварены к ним пластины длиной 135 мм. Нижние концы пластин скошены и приварены к швеллеру. В последнем также проделаны продольные отверстия для крепления тележки к раме минитрактора. Смазывается шарнирный узел через масленку. В основе рамы тележки (рис. 11) — рама мотороллера «Вятка» или «Электрон». Снизу к ней приварены два уголка 35X35 мм длиной по В70 мм. Задние свободные концы их соединены третьим уголком длиной 500 мм. Здесь же две вилки от передней подвески «Вятки» (в правую вварен упор корпуса тормозного барабана колеса), соединенные между собой горизонтальной полудюймовой трубой. К ней и к основной раме мотороллера приварен еще П-образный подрамник из уголков 35X35 мм. Для установки кузова к горизонтальной трубе присоединены две втулки навески. На поперечном уголке подрамника установлен простой запорный механизм кузова: рычаг-фиксатор, ушко, пружина и направляющая втулка. На расстоянии 190 мм от рукоятки рычага-фиксатора просверлено отверстие 0 2,5 мм и вставлен шплинт, в который упирается пружина. В рабочем положении фикейтор своим острием входит в переднюю петлю крепления кузова и удерживает его. Каркас кузова тележки (рис. 10) сделан из уголков 20X20 мм и обшит листовой сталью толщиной 1,5 мм. Спереди к нему приварена петля фиксации кузова в транспортном положении, а і боков — петли соединения с втулками навески, куда вставляются пальцы — стальные стержни 0 17 мм. В заключение остается сказать, что управлять минитрактором просто. Члены нашего кружка, например, осваивают его за одно занятие. Удобен минитрактор и при перевозке грузов. Водитель располагается на укороченном и развернутом на 180° сиденье (с инструментальным ящиком под ним) и управляет минитрактором, держась за штатные ручки, оставленные на руле.
В. Никитюн
 
 
На главную
Меню сайта