Четверг, 14.12.2017, 23:54
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Самодельные минитракторы | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Статистика
НЕЗАМЕНИМЫЙ МОТОПОМОЩНИК
 
 
Необходимость иметь у себя под рукой мотоблок я (как, видимо, и многие другие в сходной ситуации) особо остро ощутил с получением земельного участка. А реально оценив свои силы и возможности, рискнул сделать его собственными руками. Затея удалась, хотя располагал, по сути, лишь двигателем «Тулица-200», пускачом ПД-10 да колесами 5,00-10" от мотоколяски СЗД. Тем, кого заинтересует конструкция мотоблока-самоделки, немаловажно, думаю, будет узнать и про ее остальные особенности. Секретов здесь нет.
Взять, к примеру, кинематическую схему. В ней все яс­нее ясного. Крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал приводной роликовой цепью ПР-12,7. Отсюда — цепью с шагом 19,05 мм (ПР-19,05) на ведущие колеса. Здесь же, на выходном валу справа, размещен ленточный тормоз. Приводится он в действие от подпружиненной Г-образной педали, соединенной с хомутом и фрикционной накладкой. Рычаг переключения скоростей — по оси конструкции машины, под прибор­ной доской. Педаль кикстартера размещена на мотоблоке внизу слева.
Вся кинематика скомпонована таким образом, чтобы положение центра тяжести машины в продольном и попе­речном направлениях в максимальной степени «работа­ло» на конструкцию. Обеспечивается равновесие даже при небольшом давлении оператора на «рукоятки» как бы сжатого спереди и сзади видоизмененного рулевого колеса (тут уж рука не соскользнет и в рукавице). Кроме того, удалось практически избежать возникновения до­полнительных нагрузок на переднюю часть несущей балки прицепа (при использовании мотоблока как транс­портного средства). А ведь задумывалась мною машина именно для работ, связанных преимущественно с перемещением грузов: как мини-трактор, каковым и явился компактный двухколесный мотоблок-буксир, шарнир но сочлененный с тележкой грузоподъемностью в одну тон­ну.
Рама у моего мотопомощника сварная. Косынки из 6-мм стали СтЗ по бокам консольной и хребтовой балок-труб служат не только для повышения жесткости кон­струкции, но и образуют гнезда под подшипниковые узлы промежуточного и выходного валов. Причем первый (промежуточный) приваривается симметрично к щечкам консольной балки. А те имеют прорези-направляющие (для закрепления на болтах М10) и поперечную пластинку со шпилькой (для натяжения цепей), на которую при установке подшипникового узла в гнезде накладывается стальная планка 170X76 мм и завинчивается гайкой М12. В поперечину (трубу диаметром 52 мм) вставляются с обеих сторон фторопластовые вкладыши-подшипники для полуосей откидываемого вперед капота. А в вилку устанавливают втулку с таким же фторопластовым подшипником для оси (стального пальца диаметром 16 мм) поворота прицепа в горизонтальной плоскости.
Шарниром, позволяющим несущей балке прицепа пово­рачиваться в плоскости, перпендикулярной направлению движения машины, является изображенное на чертеже соединение. Оно же служит и для другой, вспомогатель­ной цели. Достаточно развернуть втулку в вилке на 180 градусов, как высота крепления прицепа сразу изменится на 50 мм. Подшипниковые узлы мотоблока практически одинаковы. За исключением расположения мест их крепления на раме, размера валов и устанавливаемых на шпонках (Сталь 45) деталей. В частности, промежуточный вал с насаженными на него звездочками Zo и Z3 имеет длину 210 мм. К корпусу подшипникового узла, через который он проходит, приварены по окружности (симметрично, на расстоянии 64 мм друг от друга, как уже указывалось ранее) щечки. Предусмотрена у этого узла и возможность перемещения по направляющим — для обеспечения не­обходимого натяжения приводных роликовых цепей.
Другой вал, выходной, наглухо приварен к косынкам гнезда, расположенного снизу на хребтовой балке.

Кузов размерами 1070X1200 и высотой бортов 350 мм изготовлен из стального (СтЗ) листа толщиной 1,5 мм пу­тем двойной отбортовки с загибом по краю. Размещается он на поворотной раме (из гнутого швеллера 65X40 мм) в форме неправильного пятиугольника, укладываемой на боковины (треугольники со сторонами 320, 250 мм и с обращенным к днищу кузова основанием 400 мм), прива­ренные к толстостенной трубе диаметром 52 мм на рас­стоянии 250 мм от ее концов. В эту же трубу вставлены и закреплены на болтах полуоси колес прицепа. Причем подшипниковые узлы расположены в ступицах самих ко­лес 5,00-10". Столь своеобразный мост прицепа жестко соединен с хребтовой балкой, на удалении 820 мм от пе­реднего конца которой укреплено (на 350-мм и 650-мм трубчатых стойках) мягкое сиденье, оснащенное ремнем безопасности. Следует подчеркнуть, что мост прицепа расположен на 100 мм сзади от оси поворота и на таком же расстоянии впереди от центра симметрии кузова.
Теперь несколько слов о двигателе. Несмотря на непло­хие характеристики (мощность в 14 л. с, воздушное охлаждение, электронное зажигание, компактная удачно встроенная в конструкцию коробка передач, наличие муфты сцепления), я пришел к выводу о необходимости переделки его на форсированный режим. А потому взял и оснастил для увеличения мощности и быстрого надежного запуска самодельным блоком лепестковых клапанов, а также (через специальный переходник) работающим в качестве магнето пускачом ПД-10 от ДТ-54. Месторасположение блока лепестковых клапанов — между карбюратором и цилиндром. Перепускной патрубок выполнил сварным из стали марки СтЗ. Радиусы необходимых закруглений—1,5 мм. Основание и крышка блока лепестковых клапанов также сварные, тщательно отполированные после сварки. Лепестки взяты от блока лепестковых клапанов отработав­шего свое лодочного мотора «Ветерок-1 2». Герметизация соединений «цилиндр — фланец перепускного патрубка», «фланец перепускного патрубка — крышка блока лепест­ковых клапанов — карбюратор» достигнута за счет приме­нения прокладок из бензомаслостойкой резины и стяги­вающих шпилек (болтов) с гайками М8.
Система глушения выполнена с учетом современных требований к необходимости максимального снижения уровня шумов. Здесь как нельзя лучше подошли резо­натор от автомобиля «Жигули», обрезанный глушитель, позаимствованный из конструкции видавшего виды мото­цикла «Восход», с патрубком, набитым титановой струж­кой.
Откидывающийся на полуосях вперед капот, крылья, основание щитка приборов сделаны из листовой стали толщиной 0,5—1,0 мм и окрашены, как и руль, устойчивой к атмосферным воздействиям нитроэмалью. Цвет — ярко-красный. Капот к тому же усилен по периметру тонкостенной трубкой диаметром 20 мм. Торливный бак (выполняющий согласно замыслу и часть функций несущего элемента конструкции, а также являющийся немаловажным фактором облицовки), установленная сверху на капоте ручка, держатели фар, рычаги управления и сама рама окрашена «Неопластом» в контрастный лимонный цвет.
Для удобства эксплуатации в темное время суток, а также для движения в транспортном режиме машина оснащена всеми необходимыми электроприборами. Причем электропроводка выполнена с использованием защитных свойств трубчатых элементов конструкции: электрожгуты проходят в полостях этих элементов. Контролировать работу двигателя, тормозов, электро­оборудования помогает щиток приборов. Видное место на нем занимают спидометр со встроенным в корпус счет­чиком моточасов и стрелочный указатель нагрева дви­гателя. Ну а термодатчик... Им может с успехом стать соответствующее устройство от любого списанного трак­тора, автомобиля МАЗ-205, других выпускаемых отече­ственной промышленностью и известных всем марок машин. А лучшего места для установки термодатчика, чем высверленное между ребер головки (вблизи выхода подаваемого для охлаждения воздуха) отверстие диамет­ром 10 и длиной 60 мм, и посоветовать нельзя. Рекомен­дуемая установка — на плотную посадку.
Предусмотрена возможность работы мотоблока с дру­гими прицепными, а также навесными орудиями. Напри­мер, с бульдозерным отвалом, граблями, конструктивное выполнение которых аналогично приведенным в № 2 «М-К» за минувший год. И, конечно же, вполне по силам моему мотопомощнику качественная вспашка земельных участков, какой бы «неподъемной» почва там ни казалась. Убедился на практике: мощности форсированного двигателя, удельной нагрузки на грунт хватает, чтобы отказаться от заблаговременно сделанных согласно рекомендациям специалистов цельнометаллических колес с грунтозацепа-ми.
А вот плуг пришлось усовершенствовать. Каким обра­зом? За основу мною взята конструкция широко извест­ного плуга от промышленного мотоблока МБ-1. Верхняя часть осталась по сути без изменений. Зато сам плуг решил сделать... поворотным. Приварил к стойке муфту с фиксирующими отверстиями, секторным ограничителем и другими разработанными мною же деталями. Сделал более удобными, оптимальными по оценке специалистов черенковый нож, отвал и лемех. Особенно заметны изменения, отразившиеся на полевом срезе у отвала и лемеха. Форма наиболее ответственных с точки зрения практики частей плуга стала лучше соответствовать известным математическим выражениям, связывающим между собой такие параметры, как скорость движения самого орудия, среднее сопротивление почвы, глубина пахоты. А чтобы детали и части плуга, работающие в самом тяжелом режиме, устойчиво противостояли истиранию, прочим неблагоприятным воздействием среды, выполнил их из высокопрочной подшипниковой стали ШХ15. Исходным материалом при этом послужили обоймы от подходящих по размерам, отработавших свое подшипников качения. Пришлось, правда, изрядно попотеть при поиске требуемой технологии. Да и последующая обработка деталей из стали ШХ15 стоила немалых трудов. Но все с лихвой окупилось при эксплуатации плуга, который, как оказалось, превзошел самые смелые мои ожидания.
Не верите? Что ж, изготовьте мотоблок со столь надеж­ным и эффективным сельхозорудием, и убедитесь сами в действительно широких возможностях использования этой самоделки.
В. ЯКОВЛЕВ
Рис. П. Конструкция плуга:
1 — лемех (7-мм подшипниковая Сталь ІІІХ15), 2 — отвал (цилнндроидальная поверхность, 3-мм стальной л., СтЗ), 3 — полевая доска (СтЗ толщ. 6 мм), 4 — черенковый нож (подшипниковая Сталь ШХ15), 5— прижимная планка ножа (СтЗ), 6 — болты MIO с гайками, 7— Г-образная поворотная стойка (СтЗ), 8— болт MI4 с гайкой, 9 — ось (Сталь 40) поворотной головки, 10 — неподвижная втулка (Сталь 45), приваренная к стойке плуга от мотоблока МБ-1, 11 — стоика плуга от МБ-1 с грядилем (рамой), 12- неподвижная часть (Сталь 45) муфты с фиксирующими отверстиями, 13 — подвижная часть муфты с секторным ограничителем (Сталь 45), 14 поворотная ручка-стопор (от тормозной тяги в автомобиле БелАЗ), 15 — эластичный фиксатор из губчатой резины, 16 направляющая — ограничитель хода ручки, 17 —стойка с проушиной, 18 — пятка-ползун (Сталь ШХ15).
Источник: журнал "Моделист-конструктор" 74г.
На главную
Меню сайта