Четверг, 14.12.2017, 23:46
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Самодельный мотоблок с дифференциалом | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Статистика
Самодельный мотоблок с дифференциалом
В конструкциях мотоблоков, насколько мне известно, чаще всего используется двухколесная компоновка. Обеспечивая машине достаточную устойчивость и маневренность, она легко сочетается с большим набором сменных прицепных и навес­ных сельхозорудий. А в комплекте с грузовой тележкой стано­вится своеобразным мини-трактором. На этой компоновке я и остановил свой выбор. Требуемую энерговооруженность обеспечил двигатель от мо­тороллера «Вятка» (можно использовать и от «Электрона»). Обладая (даже до доработки!) мощностью 7,5 л. с, он имеет к тому же встроенную трехступенчатую коробку передач и принудительное воздушное охлаждение, столь необходимое для силовых установок малогабаритной техники, работающих, как правило, в тяжелом нагрузочном и тепловом режимах. — Двигатель я перебрал. Вместо штатного приспособил к не­му карбюратор от «Ковровца» с жиклером, располагающимся по центру. Выполнил также ряд других доработок. В частности, на выходном валу установил звездочку (40 зубьев, шаг 12,7 мм) отбора мощности, наваренную на ступицу, в которой сделал 4 отверстия под пальцы фланцевой муфты — для сочленения (см. кинематическую схему трансмиссии) с червячным редук­тором»,— говорит В. Староверов. Выбор последнего отнюдь не случаен. Ведь именно при таком передаточном отношении мотоблок с указанным дви­гателем и пахотными колесами диаметром 570 мм способен осуществлять вспашку земли с оптимальной скоростью 3,5 км/ч. Иметь меньшую скорость пахоты нежелательно: недостаточно загружается двигатель, сельхозмашина идет неустойчиво, явно не хватает инерции, чтобы легко преодолевать неровности почвы. А при 4—5 км/ч и выше увеличивается пробуксовка колес из-за чрезмерной раскачки мотоблока. Наилучшим образом подошел сюда редуктор от списанного транспортера, став силовой частью конструкции рамы. Тем бо­лее, что его крепление органично вписалось в общую схему мотоблока, практически все узлы которого — на болтовых соединениях. А именно это согласно замыслу как раз и позво­ляет провести полную сборку и регулировку машины в до­машних условиях. Спереди к лонжеронам редуктор-рамы крепится двигатель, слева — самодельный глушитель. Сверху на кронштейнах уста навливается топливный бак. Топливо из него поступает в карбю­ратор самотеком. Сзади к редуктор-раме крепятся ручки уп­равления, выполненные, как и во многих других самодельных конструкциях мотоблоков (см., например, «М-К» № 1 за 1985 год), из двух стальных труб с поперечиной и укосинами. Диаметр ручек 32 мм. Поперечина и укосины — тоже из труб, но мень­шего диаметра. Расположение рукояток и рычагов управления — типовое для мототехники. Правая поворотная ручка связана с дрос­сельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей, имеющий три фиксированных поло­жения, и упоры оболочек тросов. «Изюминкой» в конструкции этого мотоблока является тех­ническое решение, которое соседи (тоже, кстати, заядлые самодельщики) тотчас окрестили как «дифференциал в колесе». Правильнее же называть это новшество системой автоблоки­ровки колес (САБ). Тем более что прототипом в данном случае «подвесной» дифференциал (см. о нем «М-К» № 3 за 1988 год), на который ссылались всезнающие соседи, служить не может. А -реализованное мною в мотоблоке «Пчелка» тех­ническое решение представляет собой две обгонные муфты оригинальной конструкции из куска рессоры, пружины сжатия,
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОБЛОКА
Длина (штанги ручек управления параллельны земле), мм 1500
Ширина, мм.................................................................... 770
Высота, мм.................................................................. . . 90
Колея, мм...................................................................... 600
Клиренс, мм................................................................... 300
Двигатель................................................................ «Вятка»
Мощность двигателя после доработки, л. с .........................10
Максимальная скорость при транспортировке грузов, км/ч... 25
 
Рабочая скорость при пахоте, км/ч 3,5 кривошипа и поводка для включения — выключения всего ме­ханизма, размещенного в колесе. Точнее — внутри тормоз­ного барабана, на рабочей поверхности которого сделаны ри­ски-зацепы с интервалом 20—26 мм и глубиной 2—3 мм. На иллюстрации приводится вариант усложненный, когда для пу­щей надежности у обгонной муфты — два таких «храповых механизма». Работает САБ следующим образом. При нахождении «хра­повых механизмов» в положении «включено» упоры находятся в зацеплении со своими тормозными барабанами. А потому крутящий момент от двигателя передается одновременно на оба колеса. Это во время движения мотоблока по ровному, прямолинейному участку. Но, как только начинается поворот, колесо, двигающееся по траектории с большим радиусом по­ворота, отключается от трансмиссии,— происходит его автобло­кировка. А стоит только угловым скоростям колес выравняться, крутящий момент вновь станет передаваться одновременно на оба колеса. Выполняется это автоматически! Аналогичная картина получается и во время движения по неровному участку, при преодолении рытвин, колдобин и прочих «препятствий», которые таковыми для «Пчелки» — универ­сального мотоблока 6. Староверова — по сути, не являются. Более того, наличие в кинематике САБ управляемых криво­шипов, снабженных поводками, позволяет по выбору блокиро­вать любое из ведущих колес или отключать даже оба колеса от трансмиссии (например, при перекатывании мотоблока в гараже) простым поворотом соответствующих поводков криво­шипов. (Надо сказать, что всем этим «Пчелка» выгодно отли­чается от других разработок самодельных средств малой механизации, имеющихся в редакционном портфеле, у которых передача крутящего момента на ведущие колеса тоже выпол­нена с использованием «принципа обгонной муфты». Имеется в виду и мотоблок В. Калошина из Железногорска-Илимского Иркутской области, в кинематике которого применены выпу­скаемые для сельхозмашин муфты 40—50 ГОСТ 12935—76; и мотопомощник В. Федотова из Вичуги Ивановской области, где на обоих колесах надежно работают «многозубые подвижные втулки», и опубликованная в «М-К» № 3 за 1986 г. конструк­ция, авторами которой являются члены кружка «Юный техник» СПТУ № 25 из города Кельменцы Черновицкой области...) Еще одна особенность предлагаемой САБ: данная система отлично вписывается в кинематику средств малой механиза­ции, имеющих задний ход (у «Пчелки», как считает сам В. Ста­роверов, такой режим работы воспринимался бы «архитектур­ным излишеством»). Нужно лишь расположить «храповые ме­ханизмы» в колесе навстречу друг другу (на иллюстрациях этот вариант выполнения САБ не показан). Как уже отмечалось, в рассматриваемом мотоблоке исполь­зуются колеса от автомобиля ГАЗ-69. Подойдут даже, казалось бы, совсем непригодные, стертые шины: ведь скорость дви­жения «Пчелки» относительно невелика. Но, конечно, лучше — с новым протектором, которые можно применить и при вспаш­ке на легких почвах. Для пахоты же на средних и тяжелых почвах используются выполненные из подручных материалов самодельные пахотные колеса. Установка их на место транс­портных много времени не занимает благодаря «автомобиль­ному» способу крепления к ступице. Конструкция пахотного колеса — цельнометаллическая, сварная. Диск — от ГАЗ-69. А обод состоит из четырех сва­ренных между собой съемных бортов обода колеса автомобиля ЗИЛ-130. От диска с двух сторон идут к нему спицы из стальных полос сечением 30X5 мм. К ободу приварены грунто-зацепы. Тоже — из обрезков стальных полос (но уже сечением 26X5 мм), изогнутых в виде уголка с равными (по 50 мм) полочками. Приварены они в «шахматном» порядке; а через образовавшиеся треугольные отверстия пропущена змейкой цепь от привода тали — для лучшего сцепления с почвой.
Опробован и другой вариант: когда грунтозацепы выполнены из уголка 35X35 мм, приваренного к ободу «елочкой». Особых преимуществ этого варианта по сравнению с первым в работе не обнаружено. Разве что земли в колеса набивается поменьше. Можно использовать и иные конструкции грунтозацепов, в том числе — опубликованные на страницах «М-К» (см., например, № 1/85, 1/86 и др.). Прицеп по сути своей мало чем отличается от приведен­ного в шестом номере журнала за 1990 год. Это тоже тележ­ка на трубчатой раме с размерами кузова 1,5Х 1,3X0,3 м. Грузо­подъемность ее около тонны. Для состыковки с мотоблоком использован силовой шарнир с тремя степенями свободы. Плуг по своей конфигурации весьма схож с конструкцией, опубликованной в № 5 журнала за этот год. Но полевой доски здесь нет. А требуемый профиль выдерживает четырехмилли­метровой толщины отвал, изогнутый (согласно линии а, см. иллюстрации) из Стали 45, а лучше — из лемешной Стали Л45, Л50 (можно и из подшипниковой Стали ШХ15, как об этом писал «М-К» в № 5 за 1991 год). Крепежный узел плуга, как и других сельскохозяйственных орудий, аналогичен конструкции, опубликованной в № 4 жур­нала за 1984 год. Культиватор и прочие навесные (прицеп­ные) орудия — от списанной сельхозтехники. Их выполнение вполне осуществимо и в «домашних» условиях, если ориенти­роваться на статьи в № 7/81, 2/86, 4/90 и другие публикации «М-К». В частности, конструкция картофелекопателя обстоя­тельно изложена во втором номере журнала за 1986 год, а буль­дозерного отвала — в четвертом номере минувшего года.

Кинематическая схема трансмиссии:
1 — ведущее колесо (2 шт., от автомобиля ГАЗ-69), 2 — двигатель «Вятка», модифицированный, 3 — муфта фланцевая открытая, со звездочкой отбора мощности, 4 — система автоматической блокировки колес (2 шт., самодельный вариант обгонной муфты с храповиком), 5 — редуктор червячный 1:13.
Редуктор-рама мотоблока:
1 — поперечины (СтЗ, толщина 5 мм), 2 — редуктор червячный, 3 — болты MI4 с гайками (4 шт), 4 — фланец муфты на входном валу редуктора, 5 — лон¬жероны (4 шт., уголок 50X50 мм).
Система автоматической блокировки колес:
I — поворотная цапфа, 2 — ступица, 3 — диск колеса ГАЗ-69, 4 — тормозной ба-рабан, 5 — опорный диск, 6 — фиксатор (2 шт., из пластины от автомобильной рес¬соры), 7 — ось фиксатора (2 шт., болт М14), 8 — пружина фиксатора (2 шт., холоднокатаная пружинная проволока 03 мм, 12 витков диаметром 12 мм), 9 — упор (2 шт., отрезок уголка 40X40 мм с приваренным пальцем 010 мм), 10 — ма¬лая ступица (Сталь 45), 11 — винт М10, 12 — ведущий вал, 13 — шпонка призмати¬ческая, 14 — кривошип с трехвитковой пружиной, поводком и двумя гайками Ml*2 (2 шт.), 15 — болт Ml2 с гайкой (4 шт.).
 
Колесо пахотное:

Развертка и профиль лемеха и отвала: а — профиль лемеха с отвалом; фигура, обра¬зованная линиями в, с, А,— раскрой отвала плу¬га; фигура, образованная осью ординат и линия¬ми в, с, е,— раскрой лемеха; лемех скрепляется с отвалом «внахлест» винтами М12, расположен¬ными на линии !'.
Плуг:
— стойка (от списанного культиватора), 2 — упор (уголок 30X30 мм), 3 — отвал (Сталь 45, толщина 4 мм), 4 — винт М12 (2 шт.), 5 лемех (5-мм подшипниковая Сталь ШХ15).
1 — диск колеса ГАЗ-69, 2 — спица (6 шт., СтЗ), 3 — обод (4 сваренных вместе съемных борта колес ЗИЛ-130), 4 — груптозацены гнутые (12 шт., СтЗ, толщина 5 мм); с п р а в а — вари¬ант пахотного колеса с грунтозацепами из угол¬ка.
На главную
Меню сайта