МИНИ-ТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ - Самодельные мотоблоки
Суббота, 01.10.2016, 16:25
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Самодельные мотоблоки | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Облако тегов
Статистика
МОТОБЛОК — НИЧЕГО ЛИШНЕГО
 
Говорят, что самый убедительный отзыв о мотоблоке сделала мама Василия Алексеевича, Ксения Петровна, сказав: «Ты, сынок, можешь по гайкам разобрать всю свою технику, даже самолет. Но эту машинку не трогай — уж больно ладная помощница в хозяйстве!»
«Электроник» по достоинству оценили и другие жители станицы. Многие, видя, как споро Василий Алексеевич при помощи мотоблока расправляется со своими и соседскими сотками, начинали рыться в собственных сараях в поисках старых мотороллеров. И теперь в станичных огородах рычат по весне около десятка близнецов «Электроника». Казаки копировали машину вовсе не потому, что затруднялись придумать нечто подобное сами, — в станице умельцев хва­тает. Как они говорят, в этой конструкции нет ничего лишнего — только самое необходимое. Она проста, технологична и надежна, что, собственно, и подтвердили годы ее успешной эксплуатации.
Действительно, для изготовления мотоблока пона­добились всего-навсего силовой агрегат «мотор—колесо» от мотороллера «Электрон» (отсюда и название — «Электроник»), несколько водопроводных труб да кое-что еще по мелочам. Причем силовой агрегат взят почти без переделок. Поэтому в идеале возможен и такой вариант: огородник приезжает к себе на участок на мотороллере с прицепом, в котором находятся рама, дополнительное колесо и грунтозацепы; переставляет «мотор—колесо» на раму и обрабатывает получившимся мотоблоком землю или посадки. В конце, вернув все на свои места, уезжает домой снова на мотороллере.
Переделки же, которым подвергся силовой агрегат, весьма незначительны. Во-первых, крышка механизма сцепления была повернута на 120° для более удобного присоединения к ней троса управления. Во-вторых, к сегменту коробки передач приварено плечо длиной 72 мм с ушком под управляющую тягу — стало гораздо легче включать передачи. В-третьих, выпрямлен впускной патрубок, чтобы при неизбежно резких и крутых наклонах карбюратор, снабженный воздухо­фильтром от мотоцикла «Панония», работал без перебоев.
Поскольку режим работы мотоблока требует других ' передаточных отношений, были заменены на самодельные узлы ведущей и ведомой звездочек. Первый включает в себя каленую шлицевую ступицу с приваренной к ней новой ведущей звездочкой и конусный вал с лыской под ключ на 32 мм. Конусная шейка вала предназначена для посадки на нее шкива ременного привода, идущего к компрессору > Последний (взят из тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130) может быть' прикреплен к мотоблоку спереди и применен для опрыскивания растений или окраски каких-либо поверх­ностей (на рисунке не показан). Узел ведомой звездочки имеет такую же каленую ступицу, втулку-корпус и новую ведомую звездочку, сваренные воедино.
Переделанный таким образом силовой агрегат соединен с рамой, сваренной из водопроводных труб 26,8x2,8 и частично 21,3x2,8 мм. Левый лонжерон изготовлен прямым, правый — изогнутым, огибающим корпус двигателя. Спереди оба они расплющены для образования законцовок, в которых просверлено четыре отверстия:одна пара соосных отверстий предназначена для подвески блока «мотор—колесо», другая, вкупе с уголковыми упорами, — для откидной подставки, удерживающей мотоблок на стоянке в вертикальном положении.
Ближе к середине к лонжеронам приварены стойки ложа топливного бака. Стойки немного наклонены назад по отношению к раме с тем, чтобы при стоянке или работе мотоблока бак (от мопеда «Рига») занимал горизонтальное положение и топливо подавалось беспрепятственно.
Заканчиваются лонжероны уголковой траверсой и трубчатой поперечиной. К траверсе прикреплена опора, которая придает жесткость конструкции мотоблока, поскольку вместе с маятниковым рычагом и рамой она составляет силовой треугольник (верхние ряды отверстий в опоре — для подгонки поручней управления под рост оператора). Поперечина же служит посадочным местом для кронштейна навесных орудий (более подробно об этом узле — ниже).
За лонжеронами, под углом 30° к ним, идут поручни управления, тоже из водопроводной трубы. Они несут на себе: слева — рычаг сцепления, справа — манетку «газа». Между поручнями вварена трубчатая распорка, к которой привинчен рычаг, тяговой проводкой связанный с сег­ментом коробки переключения передач (осевой люфт в проводке выбирается регулировкой задней тяги). Концы поручней «Электроника» не имеют рукояток (оператор держится за голый металл — это не очень удобно, особенно при пахоте, когда мотоблок наиболее норовист и неустойчив; лучше надеть какие-нибудь рукоятки, хотя бы от мотоциклетного руля).
Теперь вернемся к узлу крепления навесных орудий. Он состоит из ползуна и кронштейна, соединенных стременем. Последнее согнуто из стального прутка диаметром 12 мм, на концах его нарезана резьба М12. Ползун сварен из двух уголков, снабжен стопорным болтом М10 и надет на поперечину рамы еще при ее сборке. Кронштейн взят готовым (от сельхозмашины); в его теле имеется прямоугольное отверстие, в которое вводится держак, скажем, плуга и удерживается болтом М14.
Такая конструкция узла дает навесному орудию три степени свободы, то есть допускает регулировку его по вертикали (болтом М14 кронштейна) и в небольших пределах по горизонтали и по углу — вдоль и вокруг оси поперечины (стопорным болтом М10 ползуна). Последняя регулировка — по углу — ступенчатая, шаг ее задается отверстиями на конце изогнутой планки, жестко фиксирующей навесное орудие в выбранном положении.
Навесных орудий для «Электроника» три: плуг, куль­тиватор и прополыдик. Первые два — стандартные, без доработок. Да и применяются они по своему прямому назначению. Последний же, используемый еще и в роли выкапывателя картофеля, дополнен улавливателями клубней — стальными прутками диаметром 10 мм, приваренными в три ряда. Для борьбы с сорняками держак модернизированного прополыдика устанавливается так, как и положено в таких случаях — вертикально. Лапки его выполняют свою функцию — подсекают корни сорняков, улавливатели клубней при этом не работают.
Для сбора урожая держак поворачивается назад на максимальный угол, чтобы лапки прополыдика встали чуть ли не вертикально и действовали как лопата, вы­капывающая картофель. Улавливатели при этом, просеивая земляные комья, захватывают клубни и сгребают в кучки — остается только собирать их в мешки.

Во время работы с навесными орудиями на колеса «Электроника» надеваются грунтозацепы (двух типо­размеров), собранные из полосовых ободов, уголковых перекладин и щек. При пахоте, нарезке и засыпке посадочных борозд, прополке и окучивании посадок используется грунтозацеп с перекладинами длиной 102 мм (одноколесный вариант мотоблока). При выкапывании картофеля — грунтозацепы с перекладинами длиной 145 мм (двухколесный вариант). В этом случае колесо снимается, вынимается и штатная ось (вместе с шарикоподшипниками 204), а на ее место устанавливается задний мост, изготовленный из трех стальных деталей (вала, ведомой звездочки, распорной втулки) и двух бронзовых подшипников скольжения. Последние смазываются через масленку, ввернутую в специально просверленное для нее резьбовое отверстие в корпусе маятникового рычага (между подшипниками).
Двухколесный вариант мотоблока (с грунтозацепа-ми или без) применяется и для транспортирования грузовой тележки, выдерживающей оператора плюс шесть мешков картофеля — это примерно 400 кг (конструкция тележки будет опубликована позже).
Поскольку двигатель мотороллера довольно-таки не­прихотлив, техническое обслуживание его сводится к периодической смазке, чистке и заправке. Запускался он сначала кикстартером, впоследствии было установлено тракторное магнето.
Напоследок надо сказать, что почва на берегах реки Большой Зеленчук тяжелая, изобилует камнями различной величины — от мелкой гальки до валунов. Камни, сколько их не убирай, словно нарождаются в земле каждый год. Тем не менее «Электроник» не затупил о них своего плуга, исправно работает и, не сомневаюсь, еще послужит своему создателю.
А.ТИМЧЕНКО
«Моделист-конструктор» № 2'98
Рама в сборе:
1,2 — лонжероны левый и правый (стальная труба 26,8x2,8), 3 — оболочка троса сцепления, 4 — стойка ложа топливного бака (полоса 20x4,5), 5 — ложе топливного бака (пруток 0 8), 6 — оболочка троса «газа», 7 — кронштейн крепления оболочки троса «газа» (уголок 30x30x3), 8 — трос «газа», 9 — кронштейн рычага переключения передач, 10 — болт М8 крепления кронштейна, 11 — рычаг переключения передач (пруток 0 16, L150), 12 — тяга задняя (дюралюминиевая труба 14x1,5), 13 -качалка, 14 — тяга передняя (дюралюминиевая труба 17x1,5), 15— манетка «газа», 16 — распорка (стальная труба 21,3x2,8), 17, 20 — поручни управления правый и левый (стальная труба 26,8x2,8), 18 — поперечина (стальная труба 26,8x2.8), 19 — траверса (уголок 32x32x4), 21 —рычаг сцепления, 22 — кронштейны крепления оболочки троса сцепления (уголок 50x32x3), 23 — упор (уголок 35x35x3), 24 — ребро жесткости (стальной лист s3), 25 — ползун сварной (уголок 35x35x3).
На главную
Меню сайта