Четверг, 14.12.2017, 23:57
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Мотоблок самоделка | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Статистика
Мотоблок самоделка
Все известные современные мотоблоки ручного типа устроены так, что водитель, шагая по полю, управляет машиной с помощью двух ручек, точно так же, как пахарь лошадью и конным плугом. Лошадь, однако, в тяговом отношении обладает определенным преимуществом: она не буксует. Мотоблоки же, как правило, имеют небольшую массу, а поэтому и недостаточное сцепление колес с почвой — колеса пробуксовывают при работе на пневматических шинах. В чем новизна «ездового» мотоблока? Пахарь при работе не идет за мотоблоком, а удобно располагается на просторном сиденье. Масса пахаря при этом распределяется на ходовые колеса с грунтозацепами, улучшая их сцепление с почвой. Третьей опорной точкой, не позволяющей мотоблоку опрокинуться, служит колесо, расположенное на оси в задней части рамы. Острые грунтозацепы при движении мотоблока не уплотняют почву, а, наоборот, дополнительно разбивают комья. Каждый, кто пробовал пахать с помощью мотоблока, знает, что операция эта довольно трудоемка. В. Н. Архипов, живущий в г. Калуге, создал принципиально новый мотоблок (фото), который он назвал «ездовым». Талантливый умелец применил металлические пахотные колеса, которые намного увеличивают сцепление с почвой и дополнительно ее разрыхляют, а не уплотняют, как это быквалификации токарь сможет выполнить все необходимые работы за 8 часов. Мотоблок можно изготовить на любом заводе, в колхозной или совхозной мастерской. Безусловно, намного дешевле будет изготовление сразу нескольких мотоблоков по коллективной заявке. Для выполнения наиболее ответственных работ нужен газоэлектросварщик и токарь. Даже при невысокой Все нужные узлы и детали, используя опыт В. Н. Архипова, можно приобрести в магазинах, на специализированных базах и промышленных предприятиях, где списывают пришедшую в негодность технику. Раму сваривают из труб или уголка. К ней приваривают ось для крепления ходовых колес, кронштейны крепления главной передачи, стойки для сидения, упоры для ног. На мотоблоке можно использовать любой из двигателей от инвалидной мотоколяски, мотороллеров «Вятка», «Тула-турист». Двигатели обязательно должны иметь принудительное охлаждение, поскольку работать мотоблоку придется в довольно тяжелых условиях с небольшой поступательной скоростью, и муфту сцепления. Мощность двигателя должна составлять 5,15 — 7,36 кВт (7 — 10 л. с.). Двигатель крепят в последнюю очередь, предварительно разметив точки крепления (они будут разными в зависимости от приобретенного двигателя). Ходовые колеса с помощью бензореза вырезают из листовой стали толщиной 10—12 мм. Зацепы делают в соответствии с чертежами. Как утверждает В. Н. Архипов, ссылаясь на имеющийся опыт, колеса не требуют уширения, хотя на первый взгляд кажется, что они будут утопать в почве. Главная передача (рис. 1 и 2), имеющая реверс (устройство для движения задним ходом) и дифференциал (зубчатый механизм, позволяющий ведущим колесам двигаться с различной скоростью при поворотах, когда колеса перемещаются по различным радиусам), заимствованы от инвалидной мотоколяски или от грузового мотороллера «Муравей». На шлицы выходных валов главной передачи надевают шлицевые муфты от карданов полуосей мотороллера или инвалидной мотоколяски, их приваривают к полуосям мотоблока. На полуосях жестко установлены два фрикционных барабана, которые могут затормаживаться с помощью фрикционных лент. Фрикционные ленты затягивают с помощью двух рычагов, изготавливаемых из обычных водопроводных труб. На левом рычаге дополнительно устанавливают ручку выключения сцепления двигателя, на правом — ручку управления дросселем карбюратора. Управление сцеплением и числом оборотов двигателя — тросовое (как на мотороллере или мотоцикле). На концах полуосей на шпонках установлены ведущие 13-зубовые звездочки. В зацеплении с ними находятся звездочки с числом зубьев 54 и шагом 19,05 мм, которые жестко соединены с ведущими колесами мотоблока. Такие звездочки устанавливались на зерноуборочных комбайнах СК-4, давно снятых с производства. Эти детали, имеющиеся еще на складах запасных частей в колхозах, совхозах, могут быть проданы без всякого для хозяйств ущерба. Следует отметить, что звездочки в данном случае работают как шестерни, то есть зубья их вступают в непосредственный контакт. Чтобы увеличить площадь соприкосновения и снизить износ, звездочки попарно сваривают. Таким образом на один мотоблок потребуется по четыре 13-зубовых и по четыре 54-зубовых звездочки.
Рис. 1. Устройство мотоблока (вид спереди): 1 — рычаг фрикциона; 2 — сиденье; 3 — звездочка привода ходового колеса; 4 — ходовое колесо; 5 — корпус подшипников; 6 — ведомая звездочка; 7 — стойка сиденья; 8 — корпус подшипников полуоси; 9 — полуось; 10 — барабан фрикциона; 11 — карданное соединение; 12 — приводная звездочка главной передачи; 13 — пальцы шарнира; 14 — главная передача; 15 — ось ходовых колес; 16 — кронштейн крепления главной передачи.
 
Конечно, можно применить и цепную передачу, но в конструкции при этом необходимо предусмотреть натяжные звездочки. Для опор полуосей и ведущих колес необходимо приобрести четыре подшипника № 205 и четыре подшипника № 207. Опорное колесо рабочего органа (плужный отвал, культиваторная лапа) устанавливают на двух подшипниках № 202 с распорной втулкой между ними. Рычаг переключения передач и реверса вынесен к спинке заднего сиденья под правую руку и соединен с коробкой передач проволокой диаметром 6 мм. Управление мотоблоком несложно. После запуска и прогрева двигателя левой рукой отжимают ручку сцепления, расположенную на рычаге управления левым фрикционом. Правой рукой включают первую передачу, затем руку переносят на рычаг управления правым фрикционом и прибавляют обороты двигателя. Левой рукой плавно включают сцепление — и мотоблок двигается с места. Для поворота достаточно натянуть на себя левый или правый рычаг фрикциона в зависимости от того, в какую сторону требуется повернуть. Для полной остановки сбрасывают обороты двигателя, пальцами левой руки нажимают ручку сцепления, тем самым отключая двигатель от трансмиссии, и при необходимости тянут на себя оба рычага фрикционов, затормаживая барабаны полуосей, а следовательно, и ведущие колеса. Рабочие сменные органы связаны с мотоблоком посредством шарнирного соединения. За счет этого мотоблок может осуществлять поворот вместе с заглубленным в почву плугом. Кстати, пахота — наиболее сложная работа.
Первую борозду проходят, присоединяя шарнир прицепа к пальцу, приваренному посредине оси мотоблока. Перед проходом второй и последующих борозд (правое колесо идет по вспаханной почве) шарнир прицепа присоединяют ко второму пальцу, смещенному левее центра оси мотоблока. Тогда оба ведущих колеса получат одинаковую нагрузку и агрегат не будет «уводить» в сторону. Наблюдать за положением плуга можно не оборачиваясь, используя для этого проволочный указатель, прикрепленный к основанию рабочего органа и выведенный вперед к упору для ног. Удобнее всего пахать вкруговую. Если участок очень мал и агрегат нужно разворачивать на 180 , то пахарь за специальную ручку заносит агрегат. Этой же ручкой пользуются, приподнимая плуг при очистке его от травы и сорняков. Глубину пахоты регулируют перестановкой болтов, которыми плужный отвал крепится в отверстиях основания (рис. 3). Конечно, можно регулировать и с помощью опорного колеса, но для этого его надо сделать регулируемым, как в серийном тракторном плуге. Может оказаться, что на очень тяжелой почве колеса мотоблока будут пробуксовывать. На такой случай хорошо иметь балластные грузы. Обычно это два круга, вырезанные из листового металла массой по 40 кг каждый. Можно использовать не по одному, а по нескольку таких кругов, прикрепляемых к каждому из ходовых колес.
Рис. 2. Устройство мотоблока (вид сбоку): 1 — ходовое колесо; 2 — рычаг фрикциона; 3 — ведомая звездочка ходового колеса; 4 — бензобак; 5 — фрикционная лента; 6 — фрикционный барабан; 7 — главная передача; 8 — звездочка привода ходового колеса; 9 — корпус подшипников полуоси главной передачи с кронштейном; 10 — приводная звездочка главной передачи; 11 — натяжной ролик; 12 — рама; 13 — ведущая звездочка главной передачи; 14 — двигатель.
Рис. 3. Рама и основание для крепления сменных рабочих органов: 1 — упор для ног; 2 — ось ходовых колес; 3 — стойка сиденья; 4 — кронштейн; 5 — натяжной ролик; 6 — хомут крепления двигателя; 7 — консоль; 8 — основание; 9 — отвал пЛуга; 10 — опорное колесо.
 
Отвал плуга полностью соответствует конфигурации отвала серийного конного плуга, выпускаемого промышленностью, однако конструкция Архипова несколько доработана: левая часть закрыта пластиной, выступающей в виде ножа. Такой нож легко режет корни и почву, стабилизируя направление движения отвала. Нижняя часть также закрыта своеобразной лыжей, на которую опирается плуг. Другие рабочие органы: отвал культиватора и зубовая борона — серийные. Их можно купить или изготовить самостоятельно. С соответствующими прицепными орудиями мотоблоком можно выполнять и другие Сельскохозяйственные работы: боронование, культивацию, выпахивание картофеля. Для переездов мотоблока по грунтовым дорогам достаточно снять сменный рабочий орган. При езде по асфальту к ходовым колесам крепят пневматические шины. Эффективен для перевозки грузов специальный прицеп на пневматических шинах. В. Н. Архипов, используя опыт Александра Лаухина из г. Тулы, установил на мотоблок колеса из камер автомобиля ЗИЛ-130. Для их изготовления потребовалось несколько болтов, втулок, шайб и фанерных дисков. На таких колесах мотоблок легко преодолевает заболоченные участки. И, наконец, еще одно достоинство мотоблока: он способен передвигаться по воде, держась на плаву за счет трех камер, накачанных воздухом.
Архипов В.Н.
На главную
Меню сайта