Суббота, 16.12.2017, 23:18
МИНИТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ
Главная | Комбайн МИКРОТРАКТОР «ПЧЁЛКА» | Регистрация | Вход
...................
...
Поиск
Пользовательский поиск
Кнопки
Статистика
МИКРОТРАКТОР «ПЧЁЛКА»
Одна из созданных мною машин — микротрактор «Пчёлка». Так я его назвал за безотказную работоспо­собность, а больше — за небольшие габариты и хорошую манёвренность. Но, пожалуй, главное достоинство микротрактора «Пчёлка» — простота конструкции и недефицитность узлов и агрегатов. Правда, некоторые ав­томобили, от которых использованы узлы и агрегаты, уже стали рарите­тами (например, «Волга» ГАЗ-21, от которой взят задний мост), но есть немало и других, более современных, но тоже подходящих. Ещё надо отме­тить, что для самодельных конструк­ций сейчас проще найти автомобиль­ный двигатель, чем мотоциклетный. Основа микротрактора — сварная рама, изготовленная из труб квадрат­ного сечения 40x40 мм и толщиной стенок 2 мм, а также равнополочных уголков того же размера. Рама — плоская, если не считать П-образной стойки для рулевой колонки и опор для сиденья. В задней части лон­жероны рамы приварены к чулкам заднего моста. В качестве двигателя на микро­тракторе использован силовой агре­гат от мотоцикла «Иж-Планета 3». Его одноцилиндровый (объёмом 350 см3) двухтактный мотор мощностью 17 л.с. работает на топливе из смеси бензи­на и моторного масла с соотношени­ем 50:1. Как известно, мотоциклетный силовой агрегат — это мотор, сблокированный с механизмом сцепления и коробкой перемены передач. Установлен силовой агрегат на раме поперёк неё, а для лучшего охлаждения цилиндра его головка по­вёрнута на 90°. Охлаждение же, хотя и осталось воздушным, теперь стало принудительным — от самодельного вентилятора-турбинки. Электродвига­телем вентилятора служит генератор от автомобиля ЗАЗ-968 («Запоро­жец»). Для работы в жаркое время предусмотрена установка ещё одного дополнительного вентилятора. Глушитель двигателя — само­дельный, изготовлен из резонатора автомобиля «Жигули». Пуск двигателя осуществляется кик-стартёром. Только теперь рычаг установлен не непосредственно на выходном валу, а воздействует на него через цепную передачу. Ещё одна цепная передача имеется в трансмиссии — она передаёт вра­щение от выходного вала силового агрегата на первичный вал дополни­тельной коробки перемены передач (КПП). Первичный вал удлинён и проходит под картером. На удлинён­ном конце на шпонке установлена звёздочка, а торец вала опирается на конический подшипник в корпусе, закреплённый на поперечине рамы. Натяжение цепи осуществляется путём подкладки дополнительных шайб под узлы крепления силового агрегата к раме. КПП использована от автомоби­ля УАЗ-452, хотя лучше для этой цели подошёл бы тот же агрегат от УАЗ-469. За неимением последнего пришлось удлинять шкалы включе­ния первой и задней передач и уста­новить два переключающих рычага: один — на 3-ю и 4-ю передачу, а другой — на 1, 2-ю и задний ход. Рукояткой теперь переключаются и передачи силового агрегата. Таким образом, микротрактор имеет 16 передач переднего хода и 4 передачи — заднего хода, что обе­спечивает широкий выбор тяговых характеристик. Кроме цепной передачи и КПП в трансмиссию входит ещё трубча­тый короткий карданный вал, пере­дающий вращение с выходного вала КПП на главную передачу заднего моста. Задний мост использован (как уже упоминалось вначале) от автомобиля «Волга» ГАЗ-21. Он доработан — укорочены «чулки» и полуоси по колее колёс микротрактора. Задние ведущие колёса — от автомобиля УАЗ-469. Они же — и тормозные. Только в них оставлено по одной тормозной колодке, а гидравлический привод заменён на механический. Передние управляемые колёса — от автомобиля «Жигули». От него же и рулевой механизм. А вот ступицы колёс — от сельхозтехники (от жатки ЖРБ). «Баранка» (рулевое колесо) вме­сте с рулевым валом использована от автомобиля «Запорожец» (ЗАЗ-968). Здесь же отмечу, что от этого же ав­томобиля заимствована для трактора и панель приборов. Известно, что сельская жизнь не ограничивается обычным рабочим временем — ведь нередко она переходит за пределы светового дня. Поэтому для обеспе­чения возможности работы на трак­торе в тёмное время суток оснастил его фарой и световой сигнализацией, приспособленными от сельскохозяй­ственной транспортной техники. Крылья вырезал и выгнул из сталь­ного листа 1,5-мм толщины. Капот изготовил из двух верхних частей боковых прицепов мотоциклов «Иж». Пол выполнил из рифлёного стально­го листа толщиной 3 мм. Сиденье — одно из передних от автомобиля УАЗ-469. Заднюю навеску для оснащения микротрактора дополнительными ме­ханизмами и орудиями приспособил от трактора МТЗ-50. Только теперь гидравлическую систему её подъёма- опускания заменил механическим приводом, от рычага. Плуг использую однокорпусный (конный). У него укоротил дышло и креплю к треугольнику навески болта­ми. Так же подсоединяю к микротрак­тору и другие сельскохозяйственные орудия: культиватор, борону. Однако «Пчёлка», подобно и боль­шой технике, может использоваться не только для обработки земли и по­севов, но и в качестве транспортного средства: для перевозки всевозмож­ных нужных в хозяйстве грузов — от садово-огородных до строительных и других тяжёлых или крупногабаритных. Поэтому специально для микротрак­тора изготовил и лёгкий одноосный двухколёсный прицеп (с пружинной подвеской и даже амортизаторами). Колёса, ступицы и оси прицепа — от автомобиля ЗАЗ-968.
Дышло — из двух труб диаметром 32 мм вместе с мостом образуют треугольник, кото­рый служит и рамой кузова. Моя «Пчёлка» вполне оправдывает своё название, трудясь не только в летний период, но практически — круглый год. Для использования трактора зимой в качестве снегоочистителя обору­довал его передним бульдозерным отвалом. Отвал изготовил из старой 200-литровой бочки, усилив его рё­брами жёсткости из уголков. Подъём отвала осуществляется рычагом с места водителя через тросовую про­водку с блоком. Опускание — под действием собственной массы. На задний треугольник подвеши­ваю при надобности ещё Г-образный ковш — своеобразную механическую лопату, изготовленную из такой же бочки. На этой лопате тоже можно перевозить небольшие порции (мас­сы) грунта, снега или штучные грузы, загребая их с земли. Подводя итог рассказу о микро­тракторе, хочу добавить, что он впол­не оправдал возлагаемые на него надежды. Микротрактор способен вспахивать землю с глубиной бороз­ды до 300 мм, буксировать прицеп с грузом общей массой до 650 кг со скоростью до 40 км/ч, расчищать до­рожки от снега шириной около 1 м за один проход.
А.СКАКУН
Обозначения:
Микротрактор «Пчёлка»: 1 — силовой агрегат (от мотоцикла «Иж-Планета 3»); 2 — устройство принудительного воздушного охлаждения; 3 — капот; 4 — фара (тракторная); 5 — рулевое колесо (от автомобиля «Запорожец»); 6—рычаг включения 1,2-й пере­дач и заднего хода; 7—рычаг включения 3-й и 4-й пере­дач; 8 — рычаг подъёма-опускания задней навески; 9—до­полнительная коробка перемены передач (от автомобиля УАЗ-469); 10—глушитель (резонатор от автомобиля «Жи­гули»); 11—бульдозерный нож-отвал; 12 —управляемое переднее колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.); 13—кик-стартёр; 14—педаль «газа»; 15—педаль тормоза; 16—-си­денье (от автомобиля УАЗ-469 переднее); 17—крыло (сталь­ной оцинкованный лист s1,5,2 шт.); 18 — задняя навеска (от трактора Т-50); 19—мехлопата (доработанная 200-литровая бочка); 20—педаль сцепления; 21 —пол (стальной рифлё­ный лист sЗ); 22—кожух карданного вала (труба ∅80x2); 23 — рычаги передней подвески (2 пары); 24—задний мост (от УАЗ-469, доработанный); 25 — задняя навеска (от трак­тора МТЗ-50).
Кинематическая схема трансмиссии: 1—силовой агрегат; 2—главная (силовая) цепная передача; 3—упорно-радиальный подшипник; 4—удлинённый первичный вал дополнительной коробки передач; 5—до­полнительная коробка передач; 6—карданный вал; 7 — главная передача заднего моста; 8—полуось (от автомобиля ГАЗ-21 «Волга», укороченная, 2 шт.); 9—заднее ведущее колесо (2 шт.); 10—переднее управляемое колесо.
Рама: 1 —лонжерон (труба 40x40x2, 2 шт.); 2—передняя поперечина (труба 40x40x2); 3—кронштейн-стойка крепления силового агрегата (труба 40x40x2, 2 шт.); 4—рулевая стойка-портал (труба ∅30); 5— подрамник сиденья (уголок 40x40, 2 шт.); 6—задняя поперечина (уголок 40x40).
Компоновка агрегатов и узлов под капотом: 1 —ролик блока подъёма-опускания бульдозер­ного отвала на кронштейне-стойке; 2—магне­то; 3—электродвигатель вентилятора (генера­тор от автомобиля «Запорожец»); 4 — кожух вентилятора; 5—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета 3»); 6 — бензобак; 7 — подрулевая стойка; 8 — рычаг переключения передач силового агрегата; 9—рычаг тросового приво­да подъёма-опускания бульдозерного отвала; 10 — кожух карданного вала; 11—дополни­тельная коробка перемены передач (от автомо­биля УАЗ-452); 12 — глушитель (резонатор от автомобиля «Жигули»); 13 — выпускная труба; 14 — главная цепная передача; 15 — верхний рычаг переднего колеса; 16—рулевой (кардан­ный) вал; 17 — манетка обогащения горючей смеси; 18 — рулевой механизм (от автомобиля «Жигули»); 19 — реле-регулятор; 20 — капот; 21—бульдозерный отвал; 22 — задний (ниж­ний) рычаг передней подвески (2 шт.); 23—упор бульдозерного отвала (труба 40x40, 2 шт.); 24—воздушный фильтр; 25—цепная передача кикстартера; 26—кикстартер; 27—карбюратор; 28—рама.
Трансмиссия и органы управления: 1— картер со сцеплением и коробкой перемены передач силового агрегата; 2— первичный удлинённый вал дополнительной коробки передач; 3 — кик-стартёр; 4 — рычаг включения 1,2-й передачи и заднего хода; 5—педаль от­крытия дроссельной заслонки карбюратора (педаль «газа»); 6—педаль тор­моза; 7—дополнительная коробка перемены передач; 8 —педаль выключения сцепления; 9—рычаг включения 3-й и 4-й передачи; 10—кожух карданного вала; 11—валики привода тормозных ко­лодок; 12 — картер главной передачи и дифференциала заднего моста (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 13 — кожух полуоси привода заднего колеса (от УАЗ-469, укороченный, 2 шт.); 14—приводное заднее колесо (от УАЗ-469, 2 шт.); 15—рычаг подъёма-опускания задней навески.
Задняя навеска: 1—тяга рычага подъёма-опускания навески; 2—станина; 3—рычаг (2 шт.); 4—защёлка фик­сации навески в поднятом положении; 5—угольник крепления сельскохозяйственных орудий; 6 — кронштейн фиксации угольника в поднятом положении (2 шт.); 7 —сельскохозяйственное орудие—мехлопата.
На главную
Меню сайта